Блог

Всё, что Вы хотели знать о стандарте ИСО 9001-2008

ИСО 9001 — стандарт, который входит в группу стандартов ГОСТ Р ИСО 9000, содержащих руководство по управлению качеством в организации. Это российский аналог международного стандарта ISO 9001, разработанного Международной Организацией по Стандартизации. Поэтому требования, предъявляемые стандартом ИСО 9001, полностью соответствуют тем, что изложены в формулировках его «заграничного брата». Таким образом, компания получившая сертификат ГОСТ Р ИСО 9001, становится в один ряд с компаниями-представителями других стран, сертифицированными по ISO 9001.

Современная версия национального стандарта носит имя ГОСТ Р ИСО 9001-2008. Подготовлен он был в ОАО «ВНИИС» на основе собственного аутентичного перевода зарубежного аналога, а утверждён и введён в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 декабря 2008 № 471-ст.

Стандарт предполагает наличие шести обязательных документированных процедур: управление документацией, управление записями, внутренние аудиты, управление несоответствующей продукцией, корректирующие действия, предупреждающие действия.

Работы по сертификации проходят в три этапа. Первый из них — предварительная оценка Системы менеджмента качества. На этом этапе происходит оценка и анализ документации системы качества проверяемой организации. Орган по сертификации проводит предварительную проверку для того, чтобы определить уровень готовности организации к сертификации и удостовериться в целесообразности дальнейших работ. Наибольшее внимание здесь уделяется анализу сведений, изложенных в следующих документах заявителя: в заявке на проведение сертификации, в исходных данных состояния производства, в организационно-структурных схемах предприятия заявителя, во внутрифирменных документах системы качества. Также анализу подвергается политика организации в области качества в целом. Если данных недостаточно, то Орган по сертификации может потребовать дополнительные сведения: стандарты предприятия, описывающие проведение испытаний и контроля; документы, регламентирующие технологию проведения работ или изготовления продукции; стандарты управления внутренней документацией в компании.

На втором этапе главный эксперт составляет программу, где распределяет обязанности между членами комиссии, идёт подготовка рабочих документов по проверке. После того, как разработка программы завершается, её утверждает руководитель органа по сертификации.

На этапе проверки наибольшее внимание, что естественно, уделяется системе испытаний, которые проходит продукция для подтверждения соответствия своих характеристик требованиям. Проверка включает в себя следующие процедуры: предварительное совещание, обследование проверяемой организации, составление отчёта о проверке, заключительное совещание.

Первая из этих процедур — предварительное совещание — посвящена знакомству с представителями проверяемой организации, на которой также оглашается программа проверки её цели, методы и процедуры установления взаимодействия между членами комиссии и сотрудниками проверяемой организации, определяются сроки и этапы проведения проверки.

Обследование же проводится путём сбора и анализа полученной информации. Члены комиссии собирают фактические данные методом опроса персонала, проводят анализ процессов производства, анализ деятельности функциональных подразделений, изучение и оценку проводимых мероприятий по обеспечению качества продукции, анализ используемых документов, анализ деятельности персонала.

Результаты аудита заносятся в отчёт, на основании которого позже комиссия и принимает решение о выдаче сертификата соответствия требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2008 или об отказе в выдаче (при неудовлетворительных результатах проверки). Незначительные несоответствия, занесённые в специальные протоколы, обычно, не становятся препятствием для получения сертификата, но их устранение будет проверяться в ходе ежегодных инспекционных проверок. Если же несоответствия, выявленные при проверке, являются значительными, то сертификат не выдаётся до тех пор, пока они не будут устранены.

Сертификат выдаётся на трёхлетний срок, в ходе которого и осуществляется третий этап работ по сертификации - инспекционный контроль с целью подтверждения соответствия данной Системы требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2008.

Прохождение сертификации по этому стандарту открывает широкие возможности для любой организации, будь то, туристическая фирма, торговая компания или же компания по созданию сайтов. Во-первых, ГОСТ Р ИСО 9001-2008 позволяет повысить общую управляемость компании и оптимизировать все бизнес-процессы. Во-вторых, соответствие данному стандарту даёт толчок к оптимизации управленческой структуры, тем самым, повышая эффективность её работы. Как следствие всего вышеперечисленного, повышается качество продукции или услуг, растут объёмы сбыта.

Естественно, что благодаря нововведениям, произведённым в области качества, имидж компании в глазах иностранных и российских партнёров, а также инвесторов значительно улучшается, а, значит, происходит укрепление позиций компании на внутреннем и внешнем рынках. Это в свою очередь даёт возможность получения заёмных средств на льготных условиях, а также государственных, муниципальных и других заказов на производство работ и услуг.

Таким образом, если компания нуждается в демонстрации своей способности всегда поставлять продукцию, которая полностью отвечает требованиям потребителей и соответствует обязательным требованиям, а также, если главной целью компании является повышение удовлетворённости потребителей, то в этом случае сертификация ГОСТ Р ИСО 9001-2008 просто необходима.

Сертификация систем менеджмента становится особенно актуальна в преддверии вступления России в ВТО, ведь она является обязательным условием для выхода на мировой рынок. Разработка и сертификация систем менеджмента качества на предприятии является перспективным вложением в будущее развитие бизнеса.