Блог

Типовые менеджерские ошибки

Не секрет, что довольно часто при разработке сайтов складывается такая ситуация, когда проект не сдаётся вовремя и сроки его завершения постоянно растягиваются. На то есть масса причин. В этой статье Вы найдёте практические рекомендации для того, чтобы избежать ненужной траты времени.

Первое, что часто обнаруживается в начале работы над проектом, это отсутствие у заказчика чёткого понимания целей создания сайта, а, как известно, выбор в пользу тех или иных технологий и средств основывается как раз на том, какие функции будущий ресурс должен выполнять. Существует множество cms (на данный момент основные cms разрабатываются на основе php или python), которые упростят дальнейшее обслуживание сайта, но для того чтобы решить на какой платформе лучше разрабатывать будущий сайт нужно четко представлять какой функционал необходим для наиболее полного отражения запросов заказчика. Поэтому главная задача на этом этапе донести до заказчика понимание того, что сайт должен быть инструментом маркетинга, призванным продвигать продукцию и повышать продажи, а не просто украшением на визитной карточке. Из этого следует, что ещё до начала работ, заказчику нужно задуматься об общей веб-стратегии, на основе которой и будет разрабатываться проект.

Неправильное определение цели или её неверное понимание часто влечёт за собой негативные последствия для всего проекта. Например, утверждение вроде того, что «главное на сайте — информация, а дизайн имеет не такое уж большое значение», может пагубно отразиться на поддержании бренда или определённой марки в Интернете, особенно, когда это является приоритетной задачей для проекта. В таких случаях экономия на разработке концепции веб-дизайна недопустима.

Часто наблюдается также другая ситуация, являющаяся следствием распространённого неверного суждения, когда суммы, потраченные на создание сайта и на его продвижение, несопоставимы друг с другом — бюджет на продвижение изрядно завышен, а на создание выделено меньшее количество денег, и наоборот. Нужно ли увеличивать финансирование на раскрутку ресурса в ущерб бюджету на его создание, чтобы посетители сайта каждый раз разочаровывались, заходя на его страницы? Стоит ли урезать траты на продвижение, чтобы красивый сайт не выполнял потом никаких целей, а просто наличествовал? Конечно же, нет.

Во избежание допущения подобных промахов лучше всего для определения общего бюджета обратиться за консультацией во внешнюю экспертную организацию. Чтобы анализ не оказался предвзятым, важно, чтобы организация, в которую Вы обратитесь, специализировалась только на консалтинге и не занималась разработкой сайтов.

Теперь перейдём к ошибкам, влекущим за собой именно затягивание процесса создания ресурса. Основной причиной переноса сроков сдачи часто выступают долгие согласования результатов работ. Здесь срабатывает простое правило: чем больше людей со стороны клиента задействованы в этом процессе, тем более хаотичным становится проект. В первую очередь это употребительно по отношению к согласованию дизайн-концепции, где практически каждый мнит себя специалистом. Чтобы работа шла быстрее, необходима всего пара людей со стороны заказчика — менеджер, курирующий все вопросы, относящиеся к проекту, и человек, который принимает окончательные решения. В противном случае советы и желания всезнаек, которые зачастую противоречат друг другу, затянут реализацию проекта на неопределённый срок. Однако на этапе тестирования готового продукта наоборот нужно привлечь максимальное количество людей для того, чтобы избавиться от всех недочётов.

Принимая решение по дизайну, нужно помнить, для кого он делается, то есть, прежде всего, обращать внимание на предпочтения целевой аудитории и абстрагироваться от собственных вкусов и эстетических взглядов.

Важно также почувствовать тот момент, когда клиенту принципиально не нравится предложенная концепция, но он, вместо того, чтобы открыто об этом заявить, начинает искать недостатки и «придирается» к мелочам в дизайне. В этом случае нужно вовремя предложить заказчику разработку нового варианта, иначе месяцы будут потрачены впустую на согласование мелочей, которые не принесут клиенту удовлетворения.

Огромное значение играет поддержание постоянного внимания к проекту. Часто происходит так, что после первого срыва сроков по этапам, и заказчик и исполнитель теряют интерес и, как следствие, оперативность в работе.

Второй распространённой причиной затягивания сроков сдачи проекта является неправильный подход к подготовке материалов на сайт. Большинство клиентов оптимистично обещают предоставить всё для контента ресурса в кратчайшие сроки, но в то же время спихивают работу по подготовке материалов как дополнительную обязанность на людей, имеющих какие-то постоянные обязанности внутри компании. То, что задача сбора будущего контента является дополнительной заботой, не придаёт мотивации сотрудникам компании-заказчику и затягивает процесс. Поэтому нужно выделить сотрудникам определённое время именно на подготовку материалов, если, конечно, такая возможность есть, ведь если контент не будет готов к намеченному сроку, то тогда его сборы не закончатся никогда. Разработчику в этом случае лучшего всего установить дедлайн, после которого материалы приниматься не будут.

Если какого-то материала не достаёт, клиенту нужно всего-навсего заказать копирайтинг. Большинство крупных студий-разработчиков предлагают свои услуги по написанию контента. Информация, предоставляемая для сайта, должна быть наиболее полной, ненужную разработчики всегда смогут отмести.

Материалы имеют огромное значение для работы разработчика. Их наличие на момент начала работ по дизайну существенно ускорит процесс. В идеале, когда стартует проект, в офисе компании-разработчика находится кипа бумаг и полная стойка CD с информацией-контентом, то есть всё, что удалось собрать заказчику.

Пожалуй, самое действенное средство от нарушения договорённостей по срокам — жёсткий дедлайн, по прошествии которого применяются финансовые санкции. Его отсутствие расслабит обе стороны.

Зачастую несоблюдение сроков бывает следствием того, что разработчик при утверждении плана основывался на «идеальной ситуации». Но, как известно, идеальные проекты такая редкость, что большинство небезосновательно не верят в их существование. Пытаясь преподнести малые сроки как конкурентное преимущество, разработчик рискует не оправдать ожиданий заказчика. На этот случай в договоре обязаны быть прописаны санкции, следующие после срыва сроков сдачи проекта.

Ещё одной ошибкой, влияющей на ход работы, является нарушение последовательности в цикле разработки проекта. Естественно, что оптимальным вариантом является выполнение работ последовательно по циклу, так как результат предыдущего этапа оказывает непосредственное влияние на следующий. Поэтому переходить к следующему этапу можно, только утвердив результат предыдущего. Но иногда по инициативе одной из сторон происходит нарушение плана. Часто клиент требует одновременно с этапом разработки дизайна вести ещё и этап сборки и вёрстки сайта. Понятно, что такой подход в корне не верен, потому что изменения дизайн-макетов ведут к изменению концепции, то есть появляется немалая вероятность того, что все работы последующих этапов пойдут насмарку.

Следующей типовой ошибкой, которая уже вскользь упоминалась в самом начале статьи, является создание «сайта-памятника» или «сайта-украшения визитки», то есть такая ситуация, когда после окончания работ по созданию сайта развитие ресурса заканчивается. Но для того, чтобы сайт стал по-настоящему эффективным маркетинговым инструментом, необходима стратегия его продвижения, а также постоянный мониторинг состояния, периодические обновления, улучшения и доработки.

Абсолютное большинство заказчиков хочет видеть на главной странице своего сайта ленту новостей, но не предусматривает тот факт, что для поддержания её актуальном состоянии потребуются как минимум информационные поводы (что уж говорить про ресурсы). Определить этот момент нужно ещё на стадии проектирования. Сайты, на главной странице которых красуется прошлогодняя новость, вызывают у посетителя ощущение заброшенности ресурса. Таких ситуаций нужно избегать.

Ну, и напоследок несколько небольших советов заказчикам.

Во-первых, десять раз проверьте, что домен зарегистрирован именно на вас. Часто бывает, что разработчик оформляет его на себя, а когда проект начинает успешно функционировать, угрожает снять ресурс с вашего домена. Или же сотрудник вашей фирмы регистрирует доменное имя на себя, а потом в случае ухудшения отношений забирает его себе, оставляя вас ни с чем. Поэтому очень важно проследить, чтобы домен был зарегистрирован на вашу компанию как на юридическое лицо.

Во-вторых, при сотрудничестве с фрилансером нужно помнить, что большая предоплата очень часто отрицательно влияет на ход работы, он расслабляет разработчика и значительно уменьшает его мотивацию. При заказе разработки сайта у частного лица не давайте предоплату более 10-20%. Это правило не применяется по отношению к крупным студиям, там получение предоплаты в 40-60% от бюджета является нормой.

В-третьих, при выборе исполнителя нужно отправить запрос в 2-3 компании, работающие в диапазоне вашего бюджета. Это нужно для того, чтобы исключить возможность отката со стороны исполнителя вашему менеджеру, в том случае, если он настоятельно советует какого-то определённого разработчика.

Приняв во внимание советы, изложенные в этой статье, вы избежите многих типичных ошибок создания сайта, начиная от разработки технического задания и заканчивая приемкой готового сайта в работу!